Каждый день в мире проходят тысячи распродаж. Одни дарят восторг от удачной покупки, другие — могут разочаровать и становятся поводом для депрессии. Но есть те, что навсегда остаются пятном на истории страны, если с молотка уходят «сокровища нации».
Так случилось с Эрмитажем в 30-е годы XX века: шедевры, собранные веками, за считанные годы разлетелись по зарубежным коллекциям. Спустя почти столетие эта распродажа все еще является поводом для споров историков с экономистами. А искусствоведы не могут простить, что бесценные полотна Рафаэля и Ван Эйка превратили в валюту.
1930-е в СССР — эпоха великих планов и пустых карманов. На сверхбыструю индустриализацию и коллективизацию нужна была валюта. И власти нашли выход: продать то, что собирали веками.
Основным «донором» был выбран Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира, основанный Екатериной Великой. В его залах выставлены бесценные картины, скульптуры, антикварные предметы. А после революции 1917 года в музей свозили экспроприированные ценности из частных коллекций, дворцов и храмов.
Основными покупателями стали западные ценители искусства и музеи разных стран. Сделки проводились через зарубежных посредников и подставную контору «Антиквариат», чтобы скрыть участие в сделке правительство СССР.
Ключевые покупатели были:
Всего из залов и запасников Эрмитажа на продажу отобрали 2880 картин. Помимо живописи зарубежным покупателям предлагали различные серебряные и бронзовые предметы, эмали из Византии и нумизматические коллекции.
Музей лишился 50 (по другим данным — 48) шедевров мирового уровня, включая полотна, переданные в Эрмитаж еще Екатериной II.
Сведения о продаже ценностей из Эрмитажа хранились в тайне до ноября 1933 года. Однако журналисты из «Нью-Йорк Таймс» узнали, что музей Метрополитен приобрел две картины из СССР («Распятие» и «Страшный суд» Яна ван Эйка). И не замедлили предать это огласке.
В январе 1933 года власти Советского союза объявили о досрочном выполнении первой пятилетки. Ее финансирование частично обеспечивалось за счёт продажи музейных экспонатов.
В 1934 году Иосиф Сталин подписал указ, полностью запрещающий вывоз культурных ценностей за границу.
Сталин понимал, что продолжение распродаж могло вызвать недовольство как внутри страны, так и за рубежом. Торговля музейными ценностями сменилась пропагандой советских достижений и искусства. Это стало частью масштабной кампании по укреплению национальной идентичности.
Прибыль оказалась катастрофически маленькой — около 1% от ВВП страны. Эти средства не сыграли значительной роли в индустриализации, зато нанесли двойной удар: по культурному наследию страны и по ее международному имиджу.
В стране не осталось ни одной работы Яна ван Эйка. А советская коллекция полотен Рембрандта, ранее крупнейшая в мире, уступила первенство музеям Амстердама и Нью-Йорка.
В 1930-х экономика СССР немного окрепла. И советское правительство начало выкупать обратно отдельные экспонаты. А часть картин не нашла покупателей, и вернулась обратно в Россию. Но около 50 работ художников мирового уровня навсегда остались за границей.
Эрмитаж остается одним из главных хранителей богатства и разнообразия мировой культуры. Однако его история служит напоминанием о том, что не стоит приносить искусство в жертву политическим и экономическим кризисам.
Многие спрашивают: реально ли вернуть картины, которые СССР продал через фирму «Антиквариат» почти век назад? Юристы и историки отвечают: нет. Те сделки были официальными, и музеи, купившие тогда картины, считаются их законными владельцами.
Но есть и хорошая новость: эти работы до сих пор «живы». Они висят в известных музеях — в Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже. Любой может их увидеть, купив билет. Да, они больше не в России, но остались частью мирового искусства.
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке в карточке акции